МБОУ «СОШ №35 им. Е.Ф. Дерюгиной» г. Симферополя

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35 имени Е.Ф. Дерюгиной» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

Образовательные стандарты и требования

Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 N 08-1786.pdf
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373.pdf
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020).pdf
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155.pdf
Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897.pdf
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598.pdf
Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599.pdf

ИНФОРМАЦИЯ О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЯХ

О федеральных государственных требованиях:

273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.
Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты и федеральные государственные требования характеризуют содержательную сторону процесса образования.

Определения этих понятий содержатся в ст. 2 273-ФЗ:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Министерством образования и науки РФ (ст. 2 п. 6);

  • Образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных теми образовательными организациями высшего образования, которые определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации (ст. 2 п. 7);

  • Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 8).

Цели принятия федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований закреплены законодателем в ч. 1 комментируемой статьи. Они призваны обеспечить:

  • Единство образовательного пространства Российской Федерации;

  • Преемственность основных образовательных программ;

  • Вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования (они предоставляют возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся);

  • Государственные гарантии уровня и качества образования (в них установлены единые обязательные требования к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения).

ФГОСы и образовательные стандарты имеют особое значение для организации образовательного процесса, поскольку выступают основой для разработки основных образовательных программ, программ учебных курсов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методической литературы, проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных организаций.

Они принимаются за основу при осуществлении контроля и надзора в области образования, формировании системы внутреннего мониторинга качества образования, разработке нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций и т. д.

Для реализации каждого ФГОС образовательная организация разрабатывает образовательную программу, под которой понимается (ст. 2 п. 9 273 -ФЗ) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы (ООП), по дополнительному образованию, дополнительные образовательные программы ( ч. 2 ст.12  273-ФЗ).

ФГОС включает в себя требования к:

  • структуре основных образовательных программ и их объему (так, например, ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений);

  • условиям реализации основных образовательных программ (ФГОС определяет кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия реализации ООП);

  • результатам освоения основных образовательных программ.

Информация о применяемых федеральных государственных стандартах, федеральных государственных требованиях

В России в настоящее время действуют:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
 

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
 
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ОВЗ
Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с ЗПР


Министерством просвещения утверждены новые федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) начального общего и основного общего образования (далее – НОО и ООО соответственно). Обновлённая редакция ФГОС сохраняет принципы вариативности в формировании школами основных образовательных программ начального общего и основного общего образования, а также учёта интересов и возможностей как образовательных организаций, так и их учеников.

Именно с 1 сентября 2022 года начали действовать ФГОС в каждой школе, а обучающиеся, которые будут приняты на обучение в первые и пятые классы в 2022 году, будут учиться уже по обновленным ФГОС.
Для несовершеннолетних обучающихся, зачисленных на обучение до вступления в силу настоящих приказов, возможно обучение по новым ФГОС с согласия их родителей (законных представителей).

Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 
Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

Обновлённые ФГОС описывают систему требований к условиям реализации общеобразовательных программ, соблюдение которых обеспечивает равенство возможностей получения качественного образования для всех детей независимо от места жительства и дохода семьи. Благодаря обновлённым стандартам школьники получат больше возможностей для того, чтобы заниматься наукой, проводить исследования, используя передовое оборудование.

ПРЕИМУЩЕСТВА НОВОГО ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Предметы «Родной язык» и «Литературное чтение на родном языке» можно вводить, если у школы есть ресурсы и заявление родителей

Больше не надо вводить предмет для галочки или нарушать требования ФГОС. Если хотите, чтобы Ваш ребенок углубился в родную культуру и стал ее продолжателем, напишите заявление и выберите родной язык из предложенных школой. Мы проанализируем, какие для этого есть ресурсы.

Новый ФГОС делает ставку на вариативность обучения. Школа обязана еще больше индивидуализировать программу, в том числе:

  • вводить углубленное изучение предметов;

  • комбинировать разные объемы образовательных единиц — предметы, курсы, модули;

  • разрабатывать индивидуальные учебные планы по желанию детей и родителей.

Кроме того, разрешили по-разному вести образовательный процесс в разных группах, даже если дети из этих групп входят в один класс.

Конкретизировали требования к итоговым знаниям учеников — не только предметным, но и личностным

Теперь детям станет понятнее, чего от них хотят учителя и классные руководи­теля. Родителям будет проще контролировать успехи детей и работу педагогов.

Навигация
Контакты
© ООО “OxDev”. Все права защищены.

    Наш сайт нуждается в файлах Cookie

    Этот сайт использует cookie-файлы и другие технологии для улучшения его работы. Продолжая работу с сайтом, Вы разрешаете использование cookie-файлов