МБОУ «СОШ №35 им. Е.Ф. Дерюгиной» г. Симферополя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35 имени Е.Ф. Дерюгиной» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО
Банк заданий по функциональной грамотности
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Функциональная грамотность.
Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения многих жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений, вступать во взаимодействие с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней; способность применять знания, полученные в школе для решения повседневных задач.
Для успешного обучения ребенок должен уметь работать с информацией:
• Осуществлять поиск информации;
• Отделять главное от второстепенного;
• Проверять факты на основе имеющейся информации;
• Анализировать данные;
• Делать выводы, обобщения;
• Устанавливать причинно-следственные связи;
• Применять собственный опыт для решения поставленных задач;
• Полученную информацию применять в решении повседневных жизненных задач и на основе этого формировать свою жизненную позицию.
Составляющие функциональной грамотности:
• Математическая грамотность – определяет способность учащегося мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математические знания для решения задач не только в теории, но и в жизни; дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия; позволяет объяснять, описывать и прогнозировать отдельные явления;
• Читательская грамотность – позволяет учащемуся воспринимать и понимать прочитанную информацию, размышлять о сведениях, которые получает, формирует способность применения текстовой информации в достижении своих целей, определяет эрудированность и степень взаимодействия с обществом.
• Естественнонаучная грамотность – способствует формированию естественнонаучного мировоззрения; позволяет описывать объекты, процессы и события с точки зрения всех естественнонаучных дисциплин (физики, химии, биологии), что приводит к целостному восприятию картины мира.
• Финансовая грамотность – формирует знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
• Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания.
• Глобальные компетенции – способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству; включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях; оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Наставничество вводится для оказания методической помощи молодым специалистам и вновь назначенным учителям, имеющим опыт работы не более 3-х лет, педагогам, нуждающимся в любой методической или психологической помощи. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу наставника и наставляемого.
Наставляемый - участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставляемым может стать любой молодой специалист и педагог на условиях свободного вхождения в выбранную программу. В форме "учитель - учитель" возрастной параметр не задается.
Наставник - участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставниками могут быть педагоги и иные должностные лица образовательной организации, сотрудники иных организаций, изъявивших готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества.
В образовательном учреждении развиваются две модели наставничества « учитель-учитель» и « ученик-ученик».
В рамках реализации «Дорожной карты» по формированию и оценке функциональной грамотности в ОУ проведена неделя функциональной грамотности, в ходе которой проведены следующие мероприятия:
1. Заседания ШМО по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности.
2. Классные часы «Функциональная грамотность ученика. Учимся для жизни» .
3. Открытый урок по формированию финансовой грамотности
В рамках недели финансовой грамотности была проведена игра среди 5х классов «Финансовое бинго»
№ п/п  | Мероприятие  | Отметка об исполнении  | 
1.  | Сформировать схему (алгоритм, процесс) управления деятельностью по формированию функциональной грамотности: создать координационную группу управления процессом, а также методическую группу по видам функциональной грамотности (учебным предметам)  | Сформирована  | 
2.  | Разработать и утвердить внутришкольный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, определить ответственных лиц  | ПРИКАЗ  | 
3.  | Сформировать базу данных обучающихся 8-9 классов и учителей математики, естественнонаучных предметов, участвующих в PISA-2022 (8-9 кл.)  | Сформирована  | 
4.  | Обеспечить контроль эффективности использования поставленного/приобретенного учебно-лабораторного оборудования при организации образовательного процесса (в первоочередном порядке оборудования, поставленного в рамках национального проекта «Образование»)  | Внесены изменения в План ВШК МБОУ СОШ №35  | 
5.  | Синхронизировать и интегрировать основную образовательную программу и программы дополнительного образования на базе образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, сущностей национального проекта «Образование»  | Частично  | 
6.  | Организовать мониторинг (диагностику) готовности к участию в исследовании обучающихся и педагогических работников  | Мониторинг организован  | 
7.  | Организовать участие педагогических работников в курсах повышения квалификации по вопросам формирования функциональной грамотности  | Курсы пройдены  | 
8.  | Организовать участие педагогических работников образовательной организаций в регионально-муниципальных управленческих семинарах-совещаниях по подготовке к участию в исследовании  | Организовано участие  | 
9.  | Включить образовательные мероприятия федерального и регионального уровня в программы профилактики и коррекции учебной неуспешности (особенно в 8‒9 кл.)  | Включены  | 
10.  | Обеспечить развитие воспитательных практик (волонтерство, детское\школьное самоуправление и т.д.) для обеспечения взаимообучения школьников функциональной грамотности  | Внесены изменения в План воспитательной работы МБОУ СОШ №35  | 
11.  | Обеспечить контроль систематичности и эффективности проведения учебных занятий по формированию функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности  | Внесены изменения в План ВШК МБОУ СОШ №35  | 
12.  | Обеспечить систему поддержки педагогических работников по включению в календарно-тематическое планирование, поурочные планы учителя заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся  | Внесены изменения в План методической работы МБОУ СОШ №35  | 
13.  | Разработать и реализовать целенаправленные информационные кампании в образовательной организации, демонстрирующие и формирующие позитивное отношение к формированию функциональной грамотности  | Частично  | 
14.  | Организовать и провести обучающие и просветительские мероприятия для родителей  | Внесены изменения в План воспитательной работы МБОУСОШ №35  | 
15.  | Организовать размещение информации о формировании функциональной грамотности обучающихся на официальном сайте и официальных аккаунтах образовательной организации в сети Интернет  | Выполнено  | 
Вариативная часть (с учетом необходимости и возможностей)  | ||
16.  | Включить в школьную программу (в части внеурочных занятий, по федеральным государственным образовательным стандартам – до 10 часов) «подготовительные» предметы в формате «Учимся для жизни», тренировки с использованием электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности» (https://fg.resh.edu.ru/), а также профориентационные занятия в контексте региональной/муниципальной специфики с учетом возможностей образовательной организации  | Частично  | 
МБОУ «СОШ №35 им. Е.Ф. Дерюгиной» г. Симферополя
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №35 имени Е.Ф. Дерюгиной» муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым
Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление.
В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям.
Открытые Задания PISA на сайте ФИОКО
Банк заданий по функциональной грамотности
ПОЛЕЗНЫЕ РЕСУРСЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
Функциональная грамотность.
Функциональная грамотность – способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения многих жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения, социальных отношений, вступать во взаимодействие с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней; способность применять знания, полученные в школе для решения повседневных задач.
Для успешного обучения ребенок должен уметь работать с информацией:
• Осуществлять поиск информации;
• Отделять главное от второстепенного;
• Проверять факты на основе имеющейся информации;
• Анализировать данные;
• Делать выводы, обобщения;
• Устанавливать причинно-следственные связи;
• Применять собственный опыт для решения поставленных задач;
• Полученную информацию применять в решении повседневных жизненных задач и на основе этого формировать свою жизненную позицию.
Составляющие функциональной грамотности:
• Математическая грамотность – определяет способность учащегося мыслить математически, формулировать, интерпретировать и использовать математические знания для решения задач не только в теории, но и в жизни; дает возможность понимать главную роль математики в жизни, принимать правильные решения, совершать логичные действия; позволяет объяснять, описывать и прогнозировать отдельные явления;
• Читательская грамотность – позволяет учащемуся воспринимать и понимать прочитанную информацию, размышлять о сведениях, которые получает, формирует способность применения текстовой информации в достижении своих целей, определяет эрудированность и степень взаимодействия с обществом.
• Естественнонаучная грамотность – способствует формированию естественнонаучного мировоззрения; позволяет описывать объекты, процессы и события с точки зрения всех естественнонаучных дисциплин (физики, химии, биологии), что приводит к целостному восприятию картины мира.
• Финансовая грамотность – формирует знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
• Креативное мышление — компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше; способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания.
• Глобальные компетенции – способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству; включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях; оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Наставничество вводится для оказания методической помощи молодым специалистам и вновь назначенным учителям, имеющим опыт работы не более 3-х лет, педагогам, нуждающимся в любой методической или психологической помощи. Наставничество предусматривает систематическую индивидуальную работу наставника и наставляемого.
Наставляемый - участник программы, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. Наставляемым может стать любой молодой специалист и педагог на условиях свободного вхождения в выбранную программу. В форме "учитель - учитель" возрастной параметр не задается.
Наставник - участник программы, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого. Наставниками могут быть педагоги и иные должностные лица образовательной организации, сотрудники иных организаций, изъявивших готовность принять участие в реализации целевой модели наставничества.
В образовательном учреждении развиваются две модели наставничества « учитель-учитель» и « ученик-ученик».
В рамках реализации «Дорожной карты» по формированию и оценке функциональной грамотности в ОУ проведена неделя функциональной грамотности, в ходе которой проведены следующие мероприятия:
1. Заседания ШМО по вопросам формирования и оценки функциональной грамотности.
2. Классные часы «Функциональная грамотность ученика. Учимся для жизни» .
3. Открытый урок по формированию финансовой грамотности
В рамках недели финансовой грамотности была проведена игра среди 5х классов «Финансовое бинго»
№ п/п  | Мероприятие  | Отметка об исполнении  | 
1.  | Сформировать схему (алгоритм, процесс) управления деятельностью по формированию функциональной грамотности: создать координационную группу управления процессом, а также методическую группу по видам функциональной грамотности (учебным предметам)  | Сформирована  | 
2.  | Разработать и утвердить внутришкольный план мероприятий, направленный на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся, определить ответственных лиц  | ПРИКАЗ  | 
3.  | Сформировать базу данных обучающихся 8-9 классов и учителей математики, естественнонаучных предметов, участвующих в PISA-2022 (8-9 кл.)  | Сформирована  | 
4.  | Обеспечить контроль эффективности использования поставленного/приобретенного учебно-лабораторного оборудования при организации образовательного процесса (в первоочередном порядке оборудования, поставленного в рамках национального проекта «Образование»)  | Внесены изменения в План ВШК МБОУ СОШ №35  | 
5.  | Синхронизировать и интегрировать основную образовательную программу и программы дополнительного образования на базе образовательных организаций, учреждений дополнительного образования, сущностей национального проекта «Образование»  | Частично  | 
6.  | Организовать мониторинг (диагностику) готовности к участию в исследовании обучающихся и педагогических работников  | Мониторинг организован  | 
7.  | Организовать участие педагогических работников в курсах повышения квалификации по вопросам формирования функциональной грамотности  | Курсы пройдены  | 
8.  | Организовать участие педагогических работников образовательной организаций в регионально-муниципальных управленческих семинарах-совещаниях по подготовке к участию в исследовании  | Организовано участие  | 
9.  | Включить образовательные мероприятия федерального и регионального уровня в программы профилактики и коррекции учебной неуспешности (особенно в 8‒9 кл.)  | Включены  | 
10.  | Обеспечить развитие воспитательных практик (волонтерство, детское\школьное самоуправление и т.д.) для обеспечения взаимообучения школьников функциональной грамотности  | Внесены изменения в План воспитательной работы МБОУ СОШ №35  | 
11.  | Обеспечить контроль систематичности и эффективности проведения учебных занятий по формированию функциональной грамотности в рамках урочной и внеурочной деятельности  | Внесены изменения в План ВШК МБОУ СОШ №35  | 
12.  | Обеспечить систему поддержки педагогических работников по включению в календарно-тематическое планирование, поурочные планы учителя заданий по формированию функциональной грамотности обучающихся  | Внесены изменения в План методической работы МБОУ СОШ №35  | 
13.  | Разработать и реализовать целенаправленные информационные кампании в образовательной организации, демонстрирующие и формирующие позитивное отношение к формированию функциональной грамотности  | Частично  | 
14.  | Организовать и провести обучающие и просветительские мероприятия для родителей  | Внесены изменения в План воспитательной работы МБОУСОШ №35  | 
15.  | Организовать размещение информации о формировании функциональной грамотности обучающихся на официальном сайте и официальных аккаунтах образовательной организации в сети Интернет  | Выполнено  | 
Вариативная часть (с учетом необходимости и возможностей)  | ||
16.  | Включить в школьную программу (в части внеурочных занятий, по федеральным государственным образовательным стандартам – до 10 часов) «подготовительные» предметы в формате «Учимся для жизни», тренировки с использованием электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности» (https://fg.resh.edu.ru/), а также профориентационные занятия в контексте региональной/муниципальной специфики с учетом возможностей образовательной организации  | Частично  |